МОДЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВЛИЯНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ СЕЛЬСКИМИ ДЕТЬМИ MODELS OF PARENTAL INFLUENCE ON A PROFESSIONAL CHOICE OF RURAL CHILDREN
Вяльшина А.А., к.социол.н., ИАгП РАН Vyalshina A.A., candidate of sociological sciences, IAgP RAS
В статье рассмотрены особенности формирования моделей родительского влияния на профессиональный выбор сельских детей. Представлены теоретические подходы, объясняющие механизмы родительского влияния (развитие способностей; психологическая, моральная и финансовая поддержка; характер детско-родительских отношений). На материалах проведенного Институтом аграрных проблем РАН в 2017 году прикладного социологического исследования описаны модели родительского влияния (модели давления; информирования; делегирования полномочий, рекомендации наилучших вариантов), выявлены особенности их выбора в зависимости от социально-демографических характеристик родителей. Сделан вывод о том, что указанные модели родительского влияния обусловлены системой жизненных ценностей родителей, освоенными ими моделями поведения и наличием ресурсов в домохозяйстве. Features of formation of models of parental influence on a professional choice of rural children are considered. Theoretical approaches explaining the mechanisms of parental influence (development of abilities, psychological, moral and financial support, the nature of child-parent relations) are presented. The materials of the applied sociological research conducted by the Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences in 2017 describe models of parental influence (pressure models, information, delegation of authority, recommendations of the best options); the features of children’ choice depending on the socio-demographic characteristics of the parents are revealed. It is concluded that models of parental influence are conditioned by the system of vital values, by the models of their behavior and the availability of resources in the household.
Ключевые слова: выбор профессии, сельские дети, модели родительского поведения, ресурсы домохозяйства Keywords: choice of profession, rural children, models of parental behavior, household resources
Список литературы:
1. Foskett, N. H. & Hemsley-Brown, J. V. (2001) “Choosing Futures: Young people's decision-making in education, training and careers markets,” Routledge/Falmer, London;
2. Ryan, N. E., Solberg, V. S., & Brown, S. D. (1996). Family dysfunction, parental attachment, and career search self-efficacy among community college students. Journal of Counseling Psychology, 43, 84-89
3. Разуваев С.Г. Место профессионального самоопределения в структуре профессиональной социализации // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Общественные науки. - № 28. – 2012. - С.975-980;
4. Nichols, M. P., & Schwartz, R. C. (1998) . Family therapy: Concepts and methods. (4th ed. Needham Heights, MA: Allyn and Bacon.
5. Блинова Т.В., Вяльшина А.А. Репродуктивное поведение сельских женщин и ценность детей в семье: Монография / Т.В. Блинова, А.А. Вяльшина. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2016. - 232 с.
Скачать файл: Скачать