Особенности профессионального выбора современной сельской молодежи Specific features of the professional choice of the present-day rural youth
Вяльшина А.А., к.социол.н., Дакирова С.Т., м.н.с., ИАгП РАН А. Vyalshina, candidate of sociological sciences, S. Dakirova, junior researcher, IAgP RAS
В статье представлены особенности выбора профессии учащимися 11 классов сельских средних школ Саратовской области. На материалах прикладного социологического исследования проанализированы мотивы выбора профессии, каналы и направления влияния на этот выбор. Эмпирически подтверждено, что наличие ресурсов в родительской семье в значительной степени дифференцирует образовательные стратегии и критерии выбора профессии. Сделан вывод о необходимости разработки инструментов, направленных на повышение ресурсов социально уязвимых групп семей и стимулирования развития человеческого капитала детей из этих семей. The paper presents the features of a choice of profession by pupils of 11 classes of rural high schools of the Saratov Oblast. Using the materials of applied sociological survey, we have analyzed the motives for choosing a profession, the channels and directions of influence on this choice. It is empirically confirmed that the availability of resources in the parent family to a large extent differentiates the educational strategies and criteria for choosing a profession. It was concluded that it is necessary to develop the instruments to increase the resources of socially vulnerable groups of families and stimulate the development of the human capital of children from these families.
Ключевые слова: сельская молодежь, выбор профессии, социологическое исследование Keywords: rural youth, choice of profession, sociological survey
Список литературы:
1. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман. - СПб.: Питер. - 2008.
2. Ильин, В.И. Профессия как индивидуальная жизненная колея / В.И. Ильин // Журнал исследования социальной политики. - 2015. - Т. 13. - № 4. - С. 515-528.
3.Россияне не хотят, чтобы дети продолжали их профессию // ВЦИОМ. Пресс-выпуск. - 17.12.2010. - № 1654. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111186
4. Горшков, М.К. Российское общество как новая социальная реальность / М.К. Горшков // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 6. - М.: Институт социологии РАН. - 2007.
5. Тощенко, Ж.Т. Кентавр-проблема в познавательной и преобразующей деятельности человека / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2005. - № 6.
6. Кравченко, С.А. Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности / С.А. Кравченко. - М.: МГИМО-Университет. - 2012. - С. 9.
7. Beck, U. World at Risk. Cambridge: Polity Press. - 2010. - P. 9.
8. Furedi F. Culture of Fear. Risk-Taking and The Morality of Low Expectations. London, New York, Cassel. - 1998.
9. Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. Молодежь в трансформирующейся реальности: теоретико-методологический подход / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса. Екатеринбург, 19-21 окт. 2016 г.
10. Великий, П.П., Мореханова, М.Ю., Дакирова, С.Т. Воспроизводство жизненного пространства российского села: настоящее и будущее / П.П. Великий, М.Ю. Мореханова, С.Т. Дакирова // Региональные агросистемы: экономика и социология: Ежегодник [Электронный ресурс]. - Саратов: ИАгП РАН, 2016. - № 1. - URL: http://www.iagpran.ru
11. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. - М.:ЦСП и М. - 2015. - С. 228.
Скачать файл: Скачать