СТРАТЕГИИ РОССИЙСКИХ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ САНКЦИЙ: АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ ЗАМЕЩЕНИЯ АССОРТИМЕНТА Strategies of Russian retail chains under food sanctions: an analysis of the range substitution
Булатова А.А., студент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» А. Bulatova, student, National Research University “Higher School of Economics”
Темой работы является маркетинговая политика розничных сетей в условиях продовольственного эмбарго, введенного Российской Федерацией в отношении стран Европейского союза, США, Канады, Норвегии и Австралии. Предмет, изученный в статье, – это маркетинговая политика торговых сетей двух видов – сетей класса люкс и сетей, рассчитанных на широкий круг потребителей (супермаркетов и гипермаркетов). Целью стало выявление общих алгоритмов их поведения в условиях продовольственных санкций. При написании работы были использованы два метода – анализ новостных источников, а также сбор информации об ассортименте непосредственно в магазинах.
Исследование показало следующие результаты. Наибольшие потери из-за введения эмбарго должны были ощутить рынки фруктов и ягод (14,5%), а также рыбы и морепродуктов (13,7%). Чаще всего розничные сети старались переориентироваться на поставщиков, под запрет не попавших (зачастую ими становились бывшие советские республики). При этом согласно ассортименту, представленному на полках, помимо товаров отечественного производства в категориях «молочные продукты» и «мясо» лидируют белорусские товары, а в категории «рыба и морепродукты» – восточные страны, рынок овощей и фруктов разнообразен. Каждая из торговых сетей пыталась использовать различные «лазейки» – ввоз мясных или молочных товаров из «запрещенных» стран, которые по кодам Таможенной номенклатуры под эмбарго не попали, но являются прямыми заменителями «запрещенных» товаров. Кроме того, в большинстве торговых сетей были замечены нарушения (в основном продукция из Европейского союза), а также ошибки в ценниках, которые, возможно, стимулируют клиентов к покупкам из-за привлекательности импортных товаров. Результаты, полученные в исследовании, можно использовать как основу для дальнейшего построения алгоритмов поведения торговых сетей, попавших в условия продовольственного эмбарго в рамках России или за ее пределами.
Таким образом, данное исследование показало, что каждый из магазинов старается минимизировать свои издержки легальным или теневым путем, максимизировав при этом прибыль и удовлетворив потребности клиентов.
The topic is the marketing policy of retail chains under the conditions of the food embargo imposed by the Russian Federation against the European Union, the USA, Canada, Norway and Australia. The subject of the study is the marketing policy of retail chains of two types – the luxury markets and the markets for a wide range of customers (supermarkets and hypermarkets). The aim is to identify the common algorithms of their behavior in terms of the food sanctions. In the process of the study two methods were used - analysis of news sources, as well as collecting information about the assortment directly in stores.
The following results were obtained. The markets of fruits and berries (14.5%) and fish and seafood (13.7%) had experienced the greatest losses with the introduction of the embargo. Most often the retail chains try to switch to suppliers who do not fall under the ban (typically the former Soviet republics). As for the product range, Belarusian goods rank second after the domestic products in the categories "dairy products" and "meat", and in the category "fish and seafood" - eastern countries are the leaders, while the fruit and vegetable market is diverse. Each of the retailers uses various "loopholes", like the importation of meat and dairy products from "forbidden" countries with customs nomenclature codes which are not included in the embargo list, but are direct substitutes for “prohibited” products. In addition, most retailers commit violations (products from the European Union can be found in some markets), as well as make mistakes in the price lists, which may encourage the customers to purchase because of the attractiveness of imported goods. The results of this study can be used for further construction of algorithms of behavior of retail chains in the conditions of the food embargo in Russia or abroad.
Thus, this research shows that every store tries to minimize its costs in any legal or illegal way, maximizing its profits and satisfying its customers at the same time.
Ключевые слова: эмбарго, продовольственные санкции, маркетинг, торговые сети, розничная торговля Keywords: embargo, food sanctions, marketing, trade chains, retail trade
Список литературы:

1. Trade statistics for international business development. [Электронный ресурс] URL: http://trademap.org/ (дата обращения: 02.02.2015).
2. Арановская Маргарита. 5 видов мяса, которым нас кормят зарубежные поставщики. [Электронный ресурс] / М. Арановская // Slon.– 2011. – 13 декабря. – М.: Slon.ru, 2009. – URL: http://slon.ru/economics
/otkuda_v_rossii_beretsya_
myaso-715607.xhtml (дата обращения: 21.01.2015).
3. Букатина, Е.Г. Продовольственная безопасность России в условиях продовольственных санкций // Инновационные технологии управления и права. - 2014. - №3(10). - С. 118-121.
4. Бутман Сергей, Давлеев Альберт. Запрет на ввоз в Россию мяса птицы из США. [Электронный ресурс] / С. Бутман // Радио Эхо Москвы. – 2002. – 01 марта. – М.: Радиостанция «Эхо Москвы», 1997. – URL: http://echo.msk.ru/programs/beseda/17758/ (дата обращения: 16.01.2015).
5. Генпрокуратура нашла запрещенную к ввозу продукцию в «Азбуке вкуса», «Седьмом континенте» и «Зеленом перекрестке». [Электронный ресурс] / Известия. – 2014. – 29 декабря. – М.: Газета Известия. – URL: http://izvestia.ru/news/581397 (дата обращения: 22.02.2015).
6. Докучаев Дмитрий. Почему мы не испытываем радости от сербских яблок? [Электронный ресурс] / Д. Докучаев // Новая Газета.– 2014. – 28 ноября. – М.: Novayagazeta.ru, 2007. – URL: http://novayagazeta.ru/economy/66293.html (дата обращения: 25.02.2015).
7. Жаворонкова Ирина, Мязина Елена, Сункина Виктория. К чему привели контрсанкции на импорт продуктов. [Электронный ресурс] / И. Жаворонкова, Е. Мязина, В. Сункина // РБК.– 2014. – 13 ноября. – М.: РосБизнесКонсалтинг, 1999. – URL: http://top.rbc.ru/business/13/11
/2014/54620f3bcbb20f24ada8f173 (дата обращения: 27.02.2015).
8. Жиляков, Д.И., Арбузов, Д.А. Оценка баланса продовольственных ресурсов Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - №16. - С. 46-53.
9. Запреты на ввоз украинских продуктов в Россию в 2012-2014 годах. [Электронный ресурс] / РИА Новости.– 2014. – 31 июля. – М.: ria.ru, 2014. – URL: http://ria.ru/spravka/20140731
/1018291765.html (дата обращения: 15.01.2015).
10. Ищенко Наталья. Два месяца эмбарго: чем заменили запрещенные продукты. [Электронный ресурс] / Н. Ищенко // Ведомости.– 2014. – 20 октября. – М.: Электронное периодическое издание «Ведомости», 1999. – URL: http://vedomosti.ru/companies/news/34939401/narod-
vse-proglotil (дата обращения: 16.02.2015).
11. Ищенко Наталья. Норвегия восстановила поставки лосося в Россию. [Электронный ресурс] / Н. Ищенко // Ведомости.– 2014. – 17 сентября. – М.: Электронное периодическое издание «Ведомости», 1999. – URL: http://vedomosti.ru/companies/news/
33540861/norvegiya-uvelichila-
postavki-svezhego-lososya-
v-belorussiyu (дата обращения: 16.02.2015).
12. Калиновский Игорь. Россия обойдется без европейских продуктов. [Электронный ресурс] / И. Калиновский // Эксперт Online. – 2014. – 7 августа. – М.: Группа «Эксперт», 1995. – URL: http://expert.ru/2014/08
/7/kak-rossiya-budet-obhoditsya-
bez-evropejskih-produktov/ (дата обращения: 20.02.2015).
13. Калянина Лина, Кузьминова Вера. Фальсификат вместо импортозамещения. [Электронный ресурс] / Л. Калянина, В. Кузьминова // Эксперт Online. – 2015. – 13 апреля. – М.: Группа «Эксперт», 1995. – URL: http://expert.ru/expert/2015/16
/falsifikat-vmesto-importozamescheniya/ (дата обращения: 16.04.2015).
14. Киселева, Е.С., Кононова, В.Ю., Чуркина, Н.М. Российские продовольственные санкции: ограничения или новые возможности для бизнеса? // Вестник Московского Университета. Серия 24: Менеджмент. - 2014. - №1-2. - С. 129-160.
15. Котляров, И.Д. Интеграция в рыбной отрасли как инструмент обеспечения ее развития // Известия Дальневосточного Федерального Университета. Экономика и управление. – 2013. – №. 1 (65).
16. Котляров, И.Д. Сельский маркетинг: нетрадиционные модели сбыта продуктов питания // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2012. - №6. - С. 484-491.
17. Лобыкин Александр. Фрукты в обмен на зерно. [Электронный ресурс] / А. Лобыкин // Эксперт Online. – 2014. – 10 августа. – М.: Группа «Эксперт», 1995. – URL: http://expert.ru/2014/08
/10/fruktyi-v-obmen-na-zerno/ (дата обращения: 25.02.2015).
18. О мерах по реализации Указа Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»: постановление правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года №778 [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/docs/14195/ (дата обращения: 25.01.2015).
19. Ограничения на ввоз в Россию продукции в 2002-2014 годах [Электронный ресурс] / ТАСС Северо-Запад. – 2014. – 23 июля. – М.: ТАСС Информационное агентство, 1999. – URL: http://itar-tass.com
/spravochnaya-informaciya/687096 (дата обращения: 15.01.2015).
20. Россия запретила ввоз фруктов и консервов из Молдавии [Электронный ресурс] / BBC Русская служба. – 2014. – 21 июля. – М.: Би-би-си, 2011. – URL: http://bbc.co.uk/russian
/international/2014/07
/140721_russia_moldova_fruits (дата обращения: 17.01.2015).
21. Россия покупает больше яблок из Сербии [Электронный ресурс] / Fresh Market. – 2014. – 5 сентября. – Варшава: Fresh-Market.pl, 2009. – URL: http://freshmarket.ru/products/fruits/apple
/ossija_pokupajet_boljszaje_
jablok_iz_sjerbii,p1395924842 (дата обращения: 25.02.2015).
22. Рынок овощей и фруктов: где Россия найдет поддержку. [Электронный ресурс] / Вести. Экономика.– 2014. – 14 августа. – М.: Вести.ru, 2011. – URL: http://vestifinance.ru/
articles/45813 (дата обращения: 17.02.2015).
23. Рынок рыбы в России: кто заменит Норвегию. [Электронный ресурс] / Вести. Экономика.– 2014. – 15 августа. – М.: Вести.ru, 2011. – URL: http://vestifinance.ru/
articles/45852 (29.02.2015).
24. С 17 апреля на территорию России запрещен ввоз продукции польской компании «Млековита». [Электронный ресурс] / Калининград. – 2014. – 8 апреля. – Каг.: Газета Калининград.ru, 2013. – URL: http://kgd.ru/news/polsha/item/
34567-s-17-aprelya-na-
territoriyu-rossii-zapreshhjon-
vvoz-produkcii-polskoj-kompanii-
mlekovita (дата обращения: 22.01.2015).
25. Состояние молочной отрасли России в январе-сентябре 2013 года. [Электронный ресурс] / СОЮЗМОЛОКО. – 2013. – 20 ноября. – М.: Национальный союз производителей молока, 2008. – URL: http://souzmoloko.ru/news/news_1909.html (дата обращения: 18.02.2015).
Скачать файл: Скачать