МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ Methodological basis of the study of the social resources of formation of entrepreneurial strategies
Нечаева И.В., к.социол.н., ИАгП РАН I.Nechayeva, candidate of sociological sciences, IAgP RAS
В статье предпринята разработка основных теоретико-методологических подходов к анализу социальных ресурсов, способствующих развитию аграрного предпринимательства в сельском социуме. Осуществлена социологическая интерпретация содержания понятия «социальные ресурсы» применительно к развитию предпринимательской деятельности в сельском социуме. Обосновывается актуальность исследования социальных ресурсов формирования предпринимательского поведения субъектов, разрабатываются цель и задачи исследования. Методологически обосновывается положение о том, что формирование и развитие предпринимательского поведения во многом определяется наличием и доступностью необходимых для этого социальных ресурсов, среди которых доминирует внутренний (эндогенный) потенциал инициативной группы субъектов. Подчеркивается значимость личностного выбора субъектом предпринимательских стратегий с опорой на индивидуальные стимулы развития, и обосновывается значимость внешней ресурсной поддержки с помощью государства, которое инициирует целенаправленное развитие аграрного предпринимательства. Поэтому для определения перспектив развития предпринимательской деятельности важно провести системную оценку социальных ресурсов, необходимых для обеспечения ее приоритетности в сельском социуме. В данной связи системную оценку социальных ресурсов развития сельского предпринимательства предполагается осуществить в контексте личностного саморазвития субъектов и развития с опорой на ресурс государственной политики. Системная оценка и анализ данных социальных ресурсов будет способствовать выработке комплекса мероприятий, необходимых для достижения стратегических целей общества. The paper presents an attempt to generate some basic theoretical and methodological approaches to analyzing the social resources facilitating the development of agrarian entrepreneurship in the rural society. The notion of “social resources” is sociologically interpreted with respect to the development of entrepreneurial activity in the rural society. The urgency of studying the social resources of forming the entrepreneurial behavior of individuals is explained, and the objective and tasks of the study are set. The author methodologically proves that the existence and encouragement of entrepreneurial behavior much depends on the availability and accessibility of appropriate social resources, among which the internal (endogenous) potential of initiative groups of individuals is dominant. The author also stresses the importance of the individuals’ personal choice of entrepreneurial strategies based on individual development incentives and substantiates the importance of external resource support from the government initiating the purposeful development of agrarian entrepreneurship. Thereby, to outline the prospects of entrepreneurial activity it is important to make a systemic assessment of the social resources required for making it a priority in the rural society. In this regard, the systemic assessment of the social resources of development of rural entrepreneurship is to be made in the context of individuals’ personal self-development and development based on public policy resources. The systemic assessment and analysis of these social resources is expected to help develop a set of measures required to attain the society’s strategic goals.
Ключевые слова: агросфера, методологический принцип, социальные ресурсы, внешние социальные ресурсы, внутренний потенциал субъекта, ресурс государственной власти, развитие аграрного предпринимательства Keywords: agrarian sphere, methodological principle, social resources, external social resources, internal potential of an individual, government resource, development of agrarian entrepreneurship
Список литературы:
1. Федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. 2010. URL: http://www.gks.ru/free_doc/
new_site/business/prom/small_
business/pred_itog.htm
2. Нечаева И.В. Социокультурные аспекты интеграции сельского социума. Сб. Рыночная интеграция в агропродовольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова «Энциклопедия российских деревень», 2010. С. 286-288.
3. Нечаева И.В. Теоретико-методологические подходы к исследованию предпринимательского потенциала // Ежегодник Региональные агросистемы: экономика и социология. 2010. № 1. URL: http: www.iagpran.ru
4. Нечаева И.В. Социокультурные подходы к изучению социальных инноваций в сельском социуме. Проблемы теории и практики формирования и реализации модели устойчивого развития национальной экономики. Мат-лы межд. науч.-практ. конф., Кокшетау: ГТА, 2012. С. 362-366.
5. Россия и россияне в новом столетии. Изд-во Сибирского отделения академии наук. Новосибирск. 2008 / Личностный потенциал: что ценят в себе современные россияне? С. 375-376.
Скачать файл: Скачать